Рекомендации родителям по автоматизации звуков в речи

Главная / Рекомендации родителям по автоматизации звуков в речи - 04.04.2025 , автор admin

Автоматизация звуков в речи – это этап закрепления поставленного звука (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи без сознательного его регулирования).

Семья – это партнер учителя-логопеда в процессе автоматизации звуков (усиливает эффект занятий и помогает перенести навык в реальную жизнь). Чтобы работать во взаимосвязи «логопед-ребенок-семья» предлагаю вам несколько рекомендаций. Они просты, не требуют специальных навыков и легко встраиваются в повседневную жизнь:

Регулярность и короткие занятия:

Занимайтесь по 5-10 минут несколько раз в день, вместо одного долгого «урока». Например, повторяйте слова с закрепляемым звуком во время завтрака, прогулки или перед сном. Регулярность важнее длительности.

Играйте в слова:

Используйте повседневные ситуации для тренировки. Например, для звука [Р] попросите ребенка назвать все, что он видит вокруг с этим звуком: рыба, ручка, река. Превращайте это в игру — кто найдет больше слов?

Связывайте звук с действиями:

Добавляйте движения к произношению. Например, для звука [Ш] шуршите листьями или шаркайте ногами, повторяя «ш-ш-ш». Это помогает закрепить звук через ассоциации.

Чтение и стишки:

Читайте вслух короткие стихи, скороговорки с нужным звуком. Пусть ребенок повторяет за вами отдельные слова или фразы. Например, для [Л]: «Луна лениво лучи ласкала».

Хвалите и не исправляйте слишком строго:

Поощряйте любые попытки произнести звук правильно, даже если не все получается. Вместо: «Ты неправильно сказал», скажите: «Давай попробуем еще раз вместе» — это сохранит мотивацию.

Интеграция в быт:

Включайте звук в рутинные дела. Например, для звука [С] во время мытья посуды: «Моем супницу, стакан, салатник». Попросите ребенка помогать и называть предметы.

Творчество:

Рисуйте, лепите или вырезайте предметы с автоматизируемым звуком (например, для [З] — зонт, звезду) и проговаривайте их названия. Это делает процесс увлекательным.

Сотрудничайте с учителем-логопедом:

   Дома ваша задача — закреплять, а не ставить звук с нуля.

Главное — терпение и позитивный настрой. Автоматизация звуков — это длительный процесс, но с вашей поддержкой ребенок обязательно справится!