ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
Уразумей, чтобы уверовать.
Августин

Диссоциация при работе со страхами

/ Просмотров: 6924

Одним из эффективных способов преодоления страхов детского возраста является работа с куклой. Считается, что ребенок в ходе куклотерапии может полностью отождествиться с куклой, перенести реальность в игру, создать свой собственный мир, который им легко управляется и изменяется.

Однако, не все дети могут создавать игровой мир, в котором происходит мобилизация их скрытых возможностей, душевное возвышение, эмоциональный подъем, а также стремление конструктивно преодолевать очередные жизненные испытания.

Бывают случаи, когда дети опыт, полученный или переживаемый в реальности, устойчиво интегрируют в игровые сюжеты. При этом они не только не хотят изменить игровую ситуацию на позитивное течение событий, но и отказываются это делать. Более того, проводимая рефлексия, в том числе, по вопросам, что хотелось бы изменить в поведении куклы, не стимулирует детей в новой игровой ситуации поступать более решительно, активно, быть находчивыми, эмоционально позитивными.

Тогда получается, что кукла становится только проекцией проблем ребенка, а не средством преодоления каких-либо затруднений в общении, взаимодействии. Более того, ребенка, страдающего от своих переживаний в реальности, мы рискуем сделать еще неуспешным и в игровых ситуациях, что может вдобавок окончательно убедить малыша в его несостоятельности.

Как же быть тогда с теми детьми, которые по-своему характеру являются более ранимыми, впечатлительными, тревожными, неуверенными, которые не могут изменить события, как в реальности, так и в игре?

Автор статьи в таких случаях предлагает использовать серию следующих приемов:

«Диссоциация», «Вещий сон», «Сон».

«Диссоциация»

- это создание такой ситуации, когда ребенок не воспринимает напряженные события из своей жизни так, как будто они происходят с ним.

В данном случае успешно используются два варианта разыгрывания игрового сюжета.

В первом варианте, ребенку в образе куклы предлагается встреча с героем, который рассказывает о том, как ему было очень страшно, и он смог, несмотря на свои переживания и опасения, правильно поступить.

Рассмотрим ситуацию на примере зайчишки Трусишки из этюдов, предложенных кандидатом психологических наук А.Ю. Татаринцевой. В качестве основного примера возьмем этюд «Почему грустил Трусишка?».

В этом этюде зайчишка Трусишка остался дома с мамой, которая заболела и просила сына о помощи. Трусишка испугался выйти из дома и позвать доктора. Только вовремя пришедший отец спас ситуацию.

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.