ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
Человек лишь там чего — то добивается, где он сам верит в свои силы.
Людвиг Фейерах

Как помочь детям учиться?

/ Просмотров: 942
Как помочь детям учиться?

Методическое пособие для родителей и учителей

При проявлении школьной неуспешности следует выяснить: ребёнок не может или не хочет учиться?

Получить правильный ответ родителям можно только с помощью заключений следующих специалистов: педиатров, детских психиатров, неврологов, невропатологов, эндокринологов, окулистов, отоларингологов и ряда других мед. работников, совместно со специалистами педагогических служб: логопедов, педагогов-психологов, дефектологов.

Приведенная ниже таблица также призвана помочь родителям и учителям сориентироваться в случае возникновения затруднений в процессе обучения.

Начальное звено школьного обучения
Ребёнок не может учиться Ребёнок не хочет учиться
Причины
  1. Наследственная патология в развитии мозга и центральной нервной системы.
  2. Хронический алкоголизм, наркомания, курение матери или обоих родителей.
  3. Патология течения периода беременности, включая конфликтную семейную обстановку.
  4. Бесконтрольное употребление матерью лекарственных препаратов.
  5. Нежеланная беременность с угрозой её прерывания со стороны родителей.
  6. Нежелание рождения ребёнка со стороны кого-либо из близких родственников.
  7. Родовые травмы.
  1. Преждевременное обучение ребёнка по школьной программе, как дома, так и поступление ребёнка в школу ранее достижения им возраста полных 7 лет. Исключение может быть сделано только после заключения медицинских и психолого-педагогических специалистов о полной готовности ребёнка к школьному обучению.
  2. Конфликтная семейная обстановка.
  3. Родительское равнодушие к школе и школьной успешности ребёнка
  4. Оценочный подход к результативности обучения их ребёнка.
  5. Отрицательное родительское и педагогическое программирование в адрес ребёнка.
  6. Отрицательная обстановка в школе, в классе: угрозы, шантаж, вымогательство денег, избиения, издевательство, физическое и сексуальное насилие со стороны одноклассников и других учащихся школы.
Последствия для ребенка
  1. Патология развития центральной нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов кроветворения, органов слуха, зрения, заболевания или недоразвития отделов мозга.
  1. В классе не учится, а играет в принесенные с собой игрушки.
  2. Нарушает дисциплину, отвлекает внимание учителя, срывает уроки.
  3. Проявляет признаки агрессии в отношении одноклассников или младших по возрасту.
  4. Забывает дома тетради, дневник, не записывает домашние задания и их не выполняет.
  5. Сбегает с уроков, обманывает учителя и родителей. Равнодушен к упрёкам, угрозам и наказаниям.
  6. Жалуется на нездоровье.
Ошибки родителей и родственников в период дошкольного развития ребенка
  1. Беспричинное преждевременное прерывание грудного вскармливания.
  2. Употребление алкоголя и курение кормящей матери.
  3. Конфликтные отношения в семье, переходящие в физические избиения и драки в присутствии ребёнка.
  4. Физическое и психологическое игнорирование родившегося ребёнка со стороны родителей и ближайших родственников. Неисполнение предписаний медицинских работников по уходу и лечению ребёнка. Раннее приучение ребёнка к употреблению слабоалкогольных, сильно газированных сладких напитков и чипсов.
  5. Нецензурная брань в адрес детей. Физические и сексуальные насилия над детьми.
  1. Усиление физических и психологических наказаний и воздействий на ребёнка.
  2. Полный отказ ребёнку в уважении, проявлении знаков внимания и любви к нему.
  3. Продолжение отрицательного программирования ребёнка.
  4. Снижение самооценки ребёнка путём постоянного поиска и критики его просчётов и ошибок.
Профилактика и предупреждение ошибок
  1. Внимательное и последовательное выполнение всех предписаний и рекомендаций медицинских специалистов. Следует знать, что почти все заболевания эффективно лечатся только в дошкольном возрасте.
  2. Родителям следует знать, что: «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему…», т.е. если родители конфликтуют, бьют своих детей, нецензурно выражаются, курят и употребляют алкоголь, то их дети запрограммированны с детства на сквернословие, конфликты, пьянство и курение. Они обязательно будут бить их внуков.
  3. Равнодушие родителей к своим детям обернётся равнодушием к их внукам.
  1. Родителям следует исходить из того, что их дети такие же люди, как и они, только у них ещё нет жизненного опыта, поэтому родители обязаны учить детей, а не требовать от них, чтобы они сразу всё умели и понимали.
  2. Замена критики, претензий, наказаний ребёнка на разъяснение условий и правил жизни в семье, школе и обществе гораздо правильнее, т.к. позволяет родителям сохранять свою драгоценную психическую энергию и укрепляет родительско-детские отношения, которые пригодятся обеим сторонам в последующей жизни.
  3. С помощью школьных психологов выявить индивидуальные особенности ребёнка: а.Ведущие системы восприятия, б.Леворукость или праворукость, в. Право- или левополушарность. г.Ведущий темперамент ребёнка.
  4. Сосредоточить своё внимание и внимание ребёнка не на получаемых оценках, а на «Чему научился? Что нового узнал?»
  5. Некоторые рекомендации по поддержке учащихся во время приготовления уроков:
    • В уголке по приготовлению уроков нельзя повышать на ребёнка голос, тем более ругать его за его непонятливость и воздействовать на него физически.
    • Положительно реагируйте на любые улучшения в понимании (освоении) ребёнком нового материала.
Среднее звено школьного обучения
Последствия для ребёнка
  1. В случае наличия у ребёнка умственной неполноценности, усиливается трудность усвоения новых предметов, требующих для понимания определенного уровня развития абстрактного мышления.
  2. Появление или обострение у ребёнка заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний крови, центральной нервной системы.
  3. Усиливается раздражительность и неадекватность поведения.
  1. Продолжение и усиление конфликтов в родительской семье, приводящие ребёнка в состояние ненависти к родителям и окружающему миру, включая школу и учёбу. Проявление фактов воровства денег в семье или у близких родственников.
  2. Потеря смысла жизни, наличие суицидальных мыслей и высказываний. Иногда уход в асоциальное поведение, совершение уголовных преступлений, в том числе сексуального и гомосексуального характера.
  3. Проявилась безответная влюблённость.
  4. Продолжаются угрозы, шантаж, вымогательство денег, беспричинное избиение, моральное унижение со стороны других учащихся.
Профилактика и предупреждение ошибок
  1. Родителям не ослаблять внимания к любым отклонениям в здоровье ребёнка. Обращать особое внимание на повторяющиеся (хронические) проявления признаков нездоровья ребёнка. В случае сомнений в поставленном диагнозе консультироваться у разных специалистов.
  2. Не ставить на первое место по сравнению со здоровьем школьную успешность ребёнка. Не перегружать ребёнка дополнительными занятиями по многим предметам. Крепкому здоровью замены нет.
  3. Постараться установить со своим ребёнком доверительные отношения. Не ставить себя выше ребёнка. Передавать ему свой жизненный опыт без тени своего превосходства и нравоучений.
  1. Сменить приказной тон при общении с ребёнком на убедительные просьбы.
  2. Быть благодарным ребёнку за любые улучшения в его поведении или школьных успехах.
  3. Если хотите изменить что-то в ребёнке в лучшую сторону, то начинайте разговор с ним с похвалы его хорошим делам или качествам его характера. Не бойтесь перехвалить ребёнка, бойтесь недооценить его.
  4. Демонстрируйте ему модели неагрессивного поведения в межличностных отношениях. Не бойтесь извиняться перед ребёнком за свои ошибки, тогда он научится признавать и исправлять собственные. Дети - это наше отражение в зеркале жизни.

Материалы подготовлены педагогами-психологами Центра «Довeрие»

Борзовым В.Г., Зининым С.В.

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.