ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.
Бенджамин Франклин

Новый взгляд на содержание образования: «Ноосферное образование»

/ Просмотров: 709
Новый взгляд на содержание образования: «Ноосферное образование»

«На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание метода, которым они были сделаны». Г. Лейбниц

Введение новых образовательных стандартов требует от педагогов улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. На современном этапе образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность, готовую и способную к саморазвитию и самоопределению.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного учреждения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. В связи с этим, наблюдается и переоценка образовательных традиций и методик, ибо новое поколение необходимо готовить к реалиям постоянно меняющейся жизни.

Наш педагогический коллектив старается идти в ногу со временем, выбирать именно те технологии, методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют веянью времени. В конце 90-х годов ХХ века была создана и научно обоснована Концепция ноосферного образования. В название новой концепции был вынесен термин В.И. Вернадского "ноосфера" ("ноос" - "разум" по-гречески; сфера разума). Педагогическая система ноосферного образования существенно повышает и улучшает здоровье учеников и учителей, а также повышает успеваемость, мотивацию к учёбе, развивает творческое мышление и направляет его на благо природы и человека. В данной концепции обоснована биоадекватная (природосообразная) методика преподавания учебных дисциплин.

Мы попытались разобраться в сути системы ноосферного образования, а помогла нам в этом Филимонова Ольга Петровна – учитель начальных классов школы № 10. Ольга Петровна приняла участие в работе I Всероссийской Школы-конференции «Ноосферное образование – парадигма качества" в ноябре 2015 года, которая прошла в Республике Хакасия. Она поделилась теоретическими знаниями по концепции ноосферного образования и по применению биоадекватной технологии на уроке. Биоадекватная (БА) методика преподавания относится к одной из моделей педагогических инноваций. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации. При биоадекватном преподавании ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создает в своем воображении, отображая затем увиденную «мыслеформу» на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности. Так создаются естественные условия, при которых обе половины мозга активизируются, и ни одна из них не остаётся без нагрузки.

Приобретение знаний по данной методике происходит в состоянии релаксации. Затем осуществляется выведение образа на уровень словесного описания и графического образа, выраженного в рисунке. При этом ученик поставлен в такие условия, когда ему приходится самостоятельно неоднократно вслух повторять новый материал, комментировать его во время создания образа на бумаге, что, несомненно, ведет к лучшему запоминанию информации. А информация становится знанием только тогда, когда она переживается, становится частью личного опыта. “Образное изложение делает предмет речи видным” – говорил еще Цицерон. И это возможно сделать в системе природосообразного биоадекватного преподавания.

Наталья Недосекина, учитель-дефектолог


Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.