ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
…дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают…
Фридрих Ницше

«Поводья жизни»: компетентное мнение

/ Просмотров: 1228
«Поводья жизни»: компетентное мнение

В наш бурный информационный век, переполненный напряжением, негативом и стрессом, в этой каждодневной нескончаемой суете так непросто бывает почувствовать себя умиротворенно, возвышенно, торжественно. Современному человеку становится все сложнее обрести внутренний баланс и прожить подлинное ощущение счастья. Ещё труднее дать реальный опыт проживания ситуации настоящего успеха, счастья, любви, удовлетворенности своим детям. Особенно актуальным это становится, если имеет место ослабленное здоровье ребенка. Удивительную возможность реально почувствовать себя в этом большом мире «на коне», пережить живую искреннюю радость восторга, приобрести свой уникальный опыт настоящей дружбы, любви, доброты, красоты и гармонии с окружающим получили 13 семей города Нижнеудинска, ставшие участниками проекта Ольги Волгиной «Поводья жизни».

Предварительные итоги этой замечательной программы, в которой посредством использования элементов лечебной верховой езды осуществлялось оздоровление более 20 ребят, были подведены 21 августа 2014 года.

На празднике, организованном для участников проекта, юные всадники в возрасте от 4-х лет и старше показали всем собравшимся свои первые достижения.

Под контролем начинающего инструктора по лечебной верховой езде, педагога дополнительного образования Ольги Волгиной, коновода Григория Козлова и страхующего Михаила Волгина, ребята выполняли упражнения разной степени сложности. Упражнения эти полезны не только для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными расстройствами, но и для всех тех, кого лошадь может «вывезти» в иной мир, совсем не похожий на привычный нашему восприятию. Мир, где поют птички, где не смолкает треск кузнечиков, где светит солнышко и шалит ветерок, где пахнет травой и цветами, счастьем и покоем. Мир, где лошадь на какой-то миг может «заменить» наши глаза, ноги, изменить восприятие себя, окружающего мира, добавить жизни новые ощущения, свежие краски и стать добрым другом для всех, желающих с ней подружиться.

Об уникальных лечебных свойствах верховой езды и благоприятном воздействии общения с лошадьми на больных и раненых было известно еще в глубокой древности, во времена Гиппократа. В 1791 году философ Дени Дидро писал, что «среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней».

В ходе реализации этой уникальной для нас программы родители ребят и специалисты проекта активно использовали все, что связано с лошадью, для достижения максимального терапевтического эффекта. Знакомство с лошадью Машей и жеребенком Игривым, принадлежащих семье Волгиных, общение с этими красивейшими животными, верные слова, познавательные и подвижные игры, занятия, связанные с посадкой на лошадь, можно без преувеличения назвать иппотерапией – лечением с помощью лошади, ценность которого для ребенка с ослабленным здоровьем переоценить невозможно.

В иппотерапии всадник не участвует в управлении лошадью, а выполняет упражнения, разработанные для него специалистами. Лошадь ведет коновод, рядом со всадником находятся инструктор и страхующий. Положительный эффект использования лошади в лечебных целях достигался ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузкой в тесном контакте наездника и лошади. Широкое разнообразие движений и ощущений, которые получили ребята в процессе общения с лошадью, не может быть восполнено никакими другими известными способами. Лошадь Маша и ее жеребенок стали для них не только незаменимыми живыми партнерами, сотрудниками в развитии двигательных, сенсорных, эмоциональных, психологических и социальных способностей, но и верными, добрыми, любимыми друзьями. Такое стимулирующее воздействие для ребенка является наиболее адаптивным и гармоничным как для общей физической формы, так и для его нервной системы, и психологической сферы.

Уникальное биомеханическое воздействие на растущие организмы юных участников проекта состоялось благодаря нехитрым движениям лошади. Так, движения мышц ее спины во время проведения занятий активно массировали и разогревали наездников (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека), воздействовали на мускулатуру их ног и органы малого таза, усиливали кровоток в конечностях. Чтобы сохранить правильную посадку во время движения, ребята учились удерживать равновесие, координировать свои действия. У юных всадников в работу активно включались те мышцы, которые обычно находятся в бездействии, развивалась мелкая моторика, формировались сложные точные движения. Все родители и специалисты проекта отметили положительные сдвиги в состоянии своих детей как на физическом, так и на психическом уровнях.

В ходе реализации этой программы ее юные участники добились положительных изменений в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах своего развития. Удивительный контакт с лошадью подарил множество позитивных эмоций, помог раскрепоститься и довериться окружающему миру. Для детей этот фактор является очень важным, так как подобное общение и дружба исключают присущую человеческому социуму конкуренцию и недоброжелательность, а предполагают доверие, теплые отношения, искреннюю любовь и добрую привязанность. Не каждый взрослый здоровый человек осмеливается сесть на лошадь, а ребенок с ослабленным здоровьем, можно сказать, совершает героический поступок, почти подвиг. Ведь он вместе с родителями, при поддержке инструктора, постепенно раскрывает свой потенциал и доказывает этому миру и самому себе, что можно победить свою неуверенность, слабость и болезнь, внутренне вырасти, стать сильнее. Во время таких занятий значительно повышается уровень самооценки личности, ведь ребенок постепенно начинает ощущать себя не больным и слабым, как часто случается в обычной жизни, а всадником, который управляет величественным и грациозным животным, выполняющим его команды. Сидя верхом, всадник подчиняет лошадь себе, несмотря на ее физическое превосходство. И наши ребята учились управлять ею, соотносить свои действия и последующую реакцию животного, доверять лошади, ухаживать за ней. Для многих участников на протяжении проекта значительно изменились показатели самооценки, уверенности в своих силах, концентрации внимания. Максимально мобилизовалась волевая деятельность, сформировались более гармоничные отношения ребят с самими собой и окружающим миром. Упражнения и игры на спине лошади, общение с ней стимулировали познавательную направленность детей - желание слушать, учиться, трудиться, находить новые неординарные решения стоящих перед ним задач. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия верховой ездой, способствовал росту активности, улучшению настроения и общего состояния детей и их родителей, благотворно влияя на качество детско-родительских отношений и общий психологический климат в семье.

Мощными факторами развития ребенка являются его ближайшее окружение и общение. Особенно остро этот вопрос стоит при нарушениях развития речи и недостатке контактов в социуме. Поэтому чрезвычайно важным для ребят в проекте явилось то, что расширился их привычный круг близких и друзей, а при общении с лошадью не требуется в буквальном смысле говорить, гораздо важнее использовать язык жестов. Лошадь, воспринимая образ человека, реагирует на его движения, интонации, запах и даже температуру тела, часто служит посредником в общении с особенными детьми, порой понимая маленького человечка гораздо лучше, нежели взрослый человек. Родители отметили улучшения в поведении ребят, положительную динамику коммуникативных навыков в целом и непосредственно в речевой деятельности детей.

Одним из наиболее важных итогов работы является последовательный перенос приобретенных эффективных навыков поведения из ситуации верховой езды в повседневную жизнь. Деткам с ограниченными возможностями здоровья проект по иппотерапии помог поверить в свои силы, почувствовать себя нужным кому-то, кроме родителей, дал возможность общаться с другими людьми. А это именно то, чего им не хватает больше всего.

Наблюдения за ребятами, участвовавшими в программе, показали родителям и специалистам, что даже в самые непродолжительные сроки летних каникул можно получить существенные результаты в оздоровлении детей на физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном и даже духовном уровнях развития. Благодаря инициативе и самоотверженному труду Ольги Волгиной и ее семьи, поддержке родителей, специалистов центра «Доверие», Управления образования, Центра детского творчества, развития и досуга города Нижнеудинска, ребята и их родители воспользовались уникальной возможностью развития своих навыков эффективного поведения, укрепления детско-родительских отношений, приобретения бесценного опыта проживания ситуации успеха, счастья, любви, доброты, красоты и гармонии с окружающим – почувствовать себя на коне!

Мария Юрьевна Дашкина, психолог проекта

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.