ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
Худших везде большинство.
Фалес

Психолог, коллектив, администрация - точки пересечения и взаимодействия

/ Просмотров: 686
Психолог, коллектив, администрация - точки пересечения и взаимодействия

Педагог-психолог в своей профессиональной деятельности активно взаимодействует со всеми субъектами образовательного процесса – учащимися, родителями, педагогами, включая администрацию учреждения.

Современные требования к этой профессии, реалии запросов и обращений к психологам говорят о том, что сегодня образовательной организации необходим психолог-методист, который способен обучить представителей администрации и педагогического коллектива необходимым навыкам эффективного поведения.

Взаимодействуя с руководством школы, психолог может активно содействовать гармонизации психологического климата коллектива сотрудников, росту и развитию как группы учителей, так и отдельного педагога. Вопрос взаимодействия педагога-психолога с администрацией и коллективом весьма актуальный, так как от качества этого взаимодействия может многое зависеть.

Социальный заказ руководства к психологической службе может быть ограничен работой с детьми и родителями, однако, коллектив учителей и его лидеры – это мощный инструмент психологического воздействия на всех представителей сообщества образовательной организации. Поэтому работу по психологическому просвещению педагогического коллектива и администрации сегодня нельзя недооценивать. Так, если учитель или администратор эмоционально сгорели, или раздираемы внутриличностными конфликтами, или просто в силу навалившихся на них перегрузок поступают в непростой ситуации друг с другом, с ребенком или его семьей ошибочно, то последствия такой ошибки могут навредить не только педагогам и семье, но и другим учащимся, которые могут быть даже не связаны с этой ситуацией, но косвенно могут пострадать или уже страдают.

Вопросы эффективной профилактики социально-негативных явлений в образовании касаются так же качества работы с педагогическим коллективом, с организационной культурой в конкретном учреждении, климатом сложившихся отношений в ней. Осознание администрацией этих важных моментов и эффективное взаимодействие с группой с учетом теории и практики психологической науки позволяют снижать напряженность в коллективе, предупреждать профессиональные и личностные деформации. Современные мудрые руководители успевают эффективно использовать лучшее время для эффективного взаимодействия с учителями – время каникул, когда можно информацию спокойно принять, переварить и трансформировать для активного использования в повседневной жизни.

В рамках работы консультативного пункта центра с педагогическими коллективами в период осенних каникул состоялись групповые мероприятия, направленные на предупреждение проблем эмоционального выгорания, повышения стрессоустойчивости сотрудников и построения эффективной системы профилактики.

Так, 31 октября в школе № 48 города Нижнеудинска, состоялось мероприятие, целью которого явилось создание условий для повышения психологической компетентности педагогов в сфере профилактики суицидального поведения детей и подростков. Представители педагогического коллектива пытались освоить и в дальнейшем активно использовать в своей работе формы и методы своевременного выявления детей группы риска для оказания им дальнейшей квалифицированной помощи.

Чтобы педагогу адекватно отреагировать, понять, как правильно повести себя в той или иной кризисной ситуации, в процессе взаимодействия с учителями, были смоделированы те самые возможные повседневные случаи школьной жизни, требующие особого внимания, с которыми работали творческие группы участников, узнать подробнее о которых можно здесь.

Центральной идеей групповой работы в школе №1 г. Нижнеудинска явилось повышение степени осознанности учителями проблемы предупреждения профессиональной деформации. Создание необходимых условий для профилактики через информирование педагогов об особенностях эмоционального выгорания, овладение ими навыками эффективного поведения, укрепления психологического и физического здоровья, повышение психологической компетентности учителей — были основными задачами в работе с коллективом 1 ноября на базе школы. С тем, как прошло групповое взаимодействие можно познакомиться здесь.

Как вовремя распознать признаки стрессовых состояний у себя и окружающих, адекватно отреагировать на них, предупредить их дальнейшее развитие, защитить себя от разрушающих последствий дистресса? Ответить на эти и другие вопросы была призвана совместная групповая работа в коллективе школы поселка Мельница. Психологическая диагностика, консультирование, тренинговая работа и рефлексия с учителями проходила на протяжении 4-х часов в несколько этапов. Об опыте знакомства коллектива с различными упражнениями, дыхательными и медитативными практиками, развитием у коллег навыков эффективного осознанного поведения, направленных на повышение стрессоустойчивости, можно узнать здесь.

В ходе состоявшихся мероприятий в школах города и района, педагоги имели возможность анализировать собственные навыки эффективного и не эффективного поведения, исследовать и попытаться осознанно включить в свою деятельность не используемые в полном объеме собственные ресурсы.

Выражая представителям администрации и коллективам школ благодарность за сотрудничество, интересное взаимодействие и теплый прием, хочется отметить, что подобная деятельность взаимообогащает всех ее участников и содействует нашему развитию. Проведение подобной работы с педагогами необходимо не только для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья сотрудников, но и для личностного и профессионального роста каждого, развития коллектива в целом. Именно фигура учителя, позиция руководства и климат коллектива школы определяют общую атмосферу образовательной организации, в которую погружается ребенок для проживания своей уникальной школьной жизни.


Мария Дашкина, руководитель консультативного пункта, педагог-психолог


Комментариев: 2 RSS

Здравствуйте! Мы отправили ребёнка в 6,5 лет в первый класс, всю программу усваивает хорошо, но появились проблемы при общении с одноклассниками. Раньше у него была повышенная самооценка, теперь занизилась. Иногда в играх на перемене стал проявлять некоторую агрессию. Посоветуйте, как нам поступить в данной ситуации.

Валерий, чтобы дать верную рекомендацию в данном случае, необходимо исследовать ваш вопрос глубже. Сведений для всестороннего и полного анализа ситуации недостаточно. Пока понятно то, что у ребенка есть трудности в общении со сверстниками, в эмоциональной сфере - проявления агрессии. Так же вы отмечаете изменения самооценки, но не указываете сроков - сколько времени это продолжается и по каким проявлениям в поведении ребенка вы сделали вывод о снижении его самооценки, и какие именно трудности в общении у школьника имеют место быть. Мой ответ таков - продолжить исследование данной ситуации самостоятельно или с привлечением педагогов ( в том числе педагога-психолога), пытаться в доверительной беседе с ребенком выяснить причины изменений в его поведении, не оказывая при этом на него давления. Здесь важно укреплять детско-родительские отношения для того, чтобы лучше понимать внутренний мир ребенка, развивать так же диалог с учителем. Как ваши отношения укреплять и развивать можно понять, изучая природу этих взаимоотношений самостоятельно или с помощью специалистов, к которым всегда можно обратиться как в режиме живой консультации, так и по телефону или on-line. Педагог-психолог Дашкина Мария Юрьевна.

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.