ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет Вам на плечо.
Виктор Франкл

Тренинговая работа с педагогами продолжается…

/ Просмотров: 142
Тренинговая работа с педагогами продолжается…

В рамках работы консультативного пункта в марте-апреле прошли групповые занятия с педагогическими коллективами школ города по личностному росту и предупреждению профессиональных деформаций учителей.

27 марта состоялась уже третья по счету рабочая встреча с коллегами из школы № 1 г. Нижнеудинска (о предыдущих занятиях можно узнать на нашем сайте здесь. Седьмого апреля прошло очередное занятие с коллективом школы № 48.

Большинством представителей администраций и коллективов данных организаций не только глубоко осознается эта проблема, но и предпринимаются конкретные шаги по исследованию и профилактике эмоционального выгорания в коллективах, эффективному психологическому сопровождению педагогов, направленному на снятие психоэмоционального напряжения и повышение стрессоустойчивости учителей. В этих школах определяется достаточная готовность коллективов работать с темой в групповом формате, проведена диагностика, состоялся ряд занятий организационной, просветительской и коррекционно-развивающей направленности, содержание которых я неоднократно отражала в интернет-публикациях.

Залогом успешности занятий является наличие психологической готовности сотрудников к работе в группе и необходимых условий в организации для качественного построения психологических занятий, что встречается сегодня не так часто. Данное направление деятельности подразумевает добровольность участия каждого, психологическую безопасность и соответствующий настрой группы, которые ложатся в основу тренинговой работы.

Этапы непосредственного тренинга включали в себя необходимый инструктаж, создание доброжелательной атмосферы доверия и открытости, дыхательные и физические упражнения, позволяющие участникам осознанно использовать ресурсы дыхания и телодвижений для регуляции своего состояния. Собравшимися обсуждалась значимость волевых усилий, так как варианты оздоровительной физической активности, доступные в разных возрастных категориях, требуют регулярности, продолжительности и постоянства для достижения ощутимых результатов. Нередко бывает так, что существующего уровня мотивации к регулярному выполнению оздоровительных практик, связанных с физическими нагрузками, бывает недостаточно. Поэтому часто снижается активность работы с телом и/или падает и недооценивается ее значимость.

А между тем, систематическое выполнение разнообразных упражнений не только укрепляет тело и здоровье в целом, но и дает массу положительных эмоций, которыми участники обмениваются в работе, усиливая общий позитивный групповой эффект.

На прошедшем 3-м занятии с педагогами школы № 1 мы вспомнили итоги работы на тестирование собственных ресурсов, результаты оценки возможностей своего физического тела, повторили выполнение необходимых упражнений и углубили практику, перейдя к новой теме очередного тренинга, о которой можно прочесть здесь.

С сообществом учителей школы № 48 попытались погрузиться в атмосферу тренинга, что удалось достичь частично, так как определенная часть большой аудитории слушателей (а всего присутствовало около 50 чел. учителей) оказалась психологически не готовыми к работе в данном формате. Не все участники присутствовали добровольно (в основной массе своей по требованию должностных обязанностей), к тому же ограниченность пространства (обычный школьный кабинет физики на 30 мест), его наполненность и содержание предыдущего нашему занятию вида деятельности (производственное совещание) накладывали свой отпечаток на происходящее. Однако, большинству слушателей, несмотря на естественные трудности, удалось проникнуться темой, освоить некоторые упражнения, понаблюдать за собой и даже расслабиться, так как заказ администрации заключался в знакомстве с техникой релаксации.

Не всегда удачный опыт способен вскрыть те проблемы, которые при благоприятном течении процесса можно просто не заметить, так как все складывается гладко. Опыт неудач особенно ценен, поскольку способен обнажить скрытые проблемы и увидеть ошибки. В данном случае, на мой взгляд, позитивным выводом явилось осознание участниками и организаторами работы важности создания необходимых условий для качественной психологической работы, которая не всегда похожа на совещание или педсовет, особенно когда речь идет о релаксации.

Для повышения продуктивности психологической практики необходимо пересматривать привычные шаблоны в деятельности, и нередко для этого нужен опыт – «сын ошибок трудных». Точнее, сама возможность его приобрести. Именно такую возможность я позволила себе предоставить тем, кто в ней нуждался. И, несмотря на некоторые шероховатости общего процесса, групповая рефлексия и анкеты обратной связи показали, что многим удалось почувствовать эффект от предложенных упражнений и глубже осознать важность своевременного снятия психоэмоционального напряжения. В итоге заинтересованным педагогам все же удалось познакомиться и поработать с некоторыми психологическими инструментами, обратиться к своим ресурсам, что дает надежду на самостоятельное применение методов теми, кто осознанно стремится работать над собой.

У каждого свой путь к себе и своей внутренней гармонии – кому-то достаточно одного упоминания, а кому-то и обилие разноплановых мероприятий, подходов, форм сопровождения различными специалистами будут недостаточными. Невозможно пройти за человека его путь. Как говорит народная мудрость, «можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Все мы разные, и каждый по-своему воспринимает этот мир, и в этом состоит вся прелесть жизни, и протекающих у каждого по-разному психологических процессов в частности.

Хочется пожелать многочисленным участникам работы удачи в поиске гармоничного состояния, если конечно жажда поиска есть. Если нет, тогда все ещё впереди. Что важно осознавать точно, так это необходимость постоянных усилий в выбранном направлении, ведь «без труда не выловишь и рыбку из пруда».


Мария Дашкина, руководитель консультативного пункта, педагог-психолог


Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.