ЦППРиК "Доверие"
Сайт Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Нижнеудинска
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.
Наполеон Бонапарт

"В начале было слово..."

/ Просмотров: 1811
"В начале было слово..."

Слово – это энергия и великая сила. Словом можно поранить, убить или подарить новую жизнь. Даже в священных текстах мы встречаем: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". В реальном мире посредством слов управляются государства, утверждаются законы, направляются войска, заключаются мирные соглашения. Тайна слова - это метафизическая наука, которую следует постигать.

Часто мы, не задумываясь, разбрасываемся самыми разнообразными репликами, о которых народная мудрость гласит, предупреждая нас: «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь». Но мы даже не представляем себе возможные последствия сказанного. Менее всего мы следим за чистотой своей речи в общении со своими близкими, детьми, подчиненными, и не очень-то привыкли придавать значение сказанному вскользь. Ну, прикрикнем на расшумевшегося ребенка: «До чего ты мне надоел!» А то пожурим маленького трусишку: «Как не стыдно бояться! Ты же уже большой!» Или позволяем себе одернуть юного зануду: «Нечего умничать, слушайся, давай!». Малыш, вроде бы, и особого внимания на наши слова не обратил. Однако, мало кто из нас понимает, что детский мозг буквально запрограммирован на то, чтобы ловить каждое сказанное родителем слово и воспринимать его как руководство к действию, как директиву.

О роли коммуникативных навыков, силе родительского слова и значении речевой культуры родителей в формировании поведения и жизненного сценария ребенка 22 ноября 2014 года состоялся разговор в Центре детского творчества, развития и досуга города Нижнеудинска на лекции для родителей воспитанников школы активного развития «Филиппок».

Родители узнали, что на сказанное мамой или папой слово порой ребенок реагирует, внешне не фиксируясь, казалось бы, сознанием (словно не обратил внимания, не среагировал, забыл), однако, директивы уходят в сферу бессознательного, исподволь формируя личность и определяя жизненный сценарий ребенка в последующем.

Следствиями брошенных в раздражении и тут же, казалось, забытых и мамой, и малышом слов, могут быть самые разные варианты формирования различных состояний и жизненных сценариев. Мастера трансактного анализа, психологи Роберт и Мери Гулдинг, разработавшие на синтезе гештальт-терапии и трансактного анализа «психотерапию нового решения», описали некоторые родительские директивы, которые чаще всего проскальзывают в нашей речи и при этом сильнее всего трансформируют жизненный сценарий растущего человечка.

Слушатели лекции имели возможность на простых жизненных примерах разобрать, как «расшифровывает» для себя ребенок сказанные в сердцах, например, такие фразы родителей: «как ты мне надоел», «наказание ты мое», «уходи, не хочу тебя видеть». А понимает это малыш порою абсолютно буквально - от меня одни неприятности, я надоел своим родителям, они не хотят меня видеть, если бы меня не было, им было бы только лучше. То есть ребенком воспринимается родительская директива – «Не живи!».

В процессе рассмотрения материала лекции мамами и папами активно обсуждалось то, к чему это может привести. Что значит «не быть» - малыш пока еще не понимает, но его подсознание посылает четкий импульс на саморазрушение. Могут возникать различные заболевания тела, чаще всего – аутоиммунные (аллергия, ревматизм и т.д.), может снижаться аппетит, возможна потеря веса, вызывающее агрессивное поведение, тяга к рискованным играм, немотивированным истерикам.

Участники работы также пытались понять, что с этим можно сделать. Родителям были даны рекомендации о том, что им необходимо проанализировать, в каких ситуациях они говорят подобные фразы и что конкретно вызывает раздражение. Были предложены эффективные варианты коммуникаций. Например, вместо реплики «как ты мне надоел» можно сказать малышу: «Я устала от твоей беготни. Давай придумаем какую-нибудь тихую игру». Или: «Я сейчас сердита, и мне неприятно с тобой разговаривать. Давай продолжим разговор, когда мы оба успокоимся» — вместо фразы «видеть тебя не желаю».

Были рассмотрены различные директивы, например, «Не чувствуй!». Она реализуется тогда, когда родители пытаются пресечь эмоциональный взрыв малыша. Бурные проявления детских эмоций плохо поддаются контролю со стороны взрослых, и часто первое желание родителя – немедленно прекратить выражение эмоций ребенком. «Какой трусишка, собаки испугался!», «Нельзя говорить, что ты ненавидишь соседку. Про взрослых так не говорят».

К чему это приводит? Ребенок не в состоянии перестать чувствовать то, что он в данный момент переживает. Но, боясь потерять родительское одобрение, он может научиться скрывать свои истинные чувства, в том числе и от самого себя, загоняя их глубоко в подсознание, реализуя директиву не проявлять, не проживать свои чувства.

пополам

Запрет на страх приводит к утрате чувства самосохранения. Такие дети часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев. Невысказанные страхи деформируются в фобии и навязчивые состояния, что может привести к ночным кошмарам, тикам, заиканию и т.д. Запрет на ненависть, проявление негативных чувств по отношению к тому или иному человеку приводит к тому, что мы не снимаем агрессию, а лишь перенаправляем ее. Так, если нельзя ненавидеть старших, то ребенок проявляет агрессию по отношению к младшим; нельзя ненавидеть близких – проявляется ненависть к чужим; ненавидеть вообще нельзя – малыш направляет разрушительную силу агрессии на самого себя, что может проявляться в вызывающем хулиганском поведении, негативизме, протестах, обиде, чувстве вины и т.д.

Родителям важно помочь ребенку научиться проявлять свои чувства, проживать свои эмоции, оставаясь в цивилизованных рамках - «Ты не обязан любить соседку (бабушку, сестренку и т.д.), но должен быть вежливым по отношению к ней». Можно предложить ему варианты решения проблемы: «Если ты боишься собак, давай будем ходить в садик не через парк, а мимо магазина». Важно предупредить малыша, если ему предстоит испытать что-то неприятное: «Я помажу тебе коленку зеленкой. Будет довольно больно, но зато потом сразу станет легче. Если хочешь – можешь поплакать».

Спеша добиться от ребенка желаемого, мы нередко пресекаем его попытки разобраться в сути наших требований, отстоять свою точку зрения: «Твое дело не рассуждать, а слушаться!», «Хватит умничать! Делай дело!», «Много будешь знать – скоро состаришься!», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» — шутливо охлаждаем мы пыл маленького почемучки, устав от его бесконечных и не всегда удобных для нас вопросов. Так запускается директива – «Не думай!», которую он понимает так - если хочешь, чтобы тебя любили и одобряли родители — не думай!

Последствие такой директивы – это отсутствие любознательности, интереса к учебе. У таких детей занижена самооценка, они робки, не уверены в результатах своего умственного труда. Ребенок не учится принимать решения и нести ответственность за их последствия. Ребенок склонен к импульсивным, необдуманным поступкам.Такие дети могут часто становиться жертвами насильников, в переходном возрасте нередко попадают в тоталитарные секты и агрессивные подростковые группировки, только потому, что когда-то получили директиву не рассуждать, а слушаться.

с пузырем

Анализируя свое повседневное речевое поведение, привычные реплики и высказывания, родители рассматривали различные деструктивные директивы, стоящие за ними. Пытались понять значимость и силу родительского слова, глубину его последствий для ребенка. Приходило осознание того, что даже если родитель уверен в своей правоте, он должен дать ребенку возможность высказать свою точку зрения, прожить свои чувства и эмоции. По итогам опроса родителей организаторами, по окончании лекции, ее участниками было отмечено, что поднятая тема весьма актуальна, информация излагалась докладчиком понятно и доступно, сведения представляют собой практический интерес. Многие высказали свое намерение применить эти знания в повседневной жизни.

Глубина каждого слова человека весьма различна, не каждое слово обладает одинаковой силой. Сила и эффект определенного слова зависят от того состояния, в котором был человек, какой эмоциональный заряд имело его высказывание. Важно понимать, с какой глубины поднимается слово, насколько значима для слушающего личность говорящего. Для ребенка родители в этом смысле имеют решающее значение – это первые и важные авторитеты в их жизни, проводники любви, примеры для подражания. Мы чувствуем, что слово человека, который говорит с убежденностью, кто искренен и правдив, обладает мощью. Слово, полное искренности, обладает силой затрагивать душу, глубоко проникать в сердце. Поэтому, говоря о значении коммуникативных навыков в формировании жизненного сценария каждогр ребенка, важно донести до сознания их близких значимость и последствия сказанных ими слов для детей, а при необходимости научить более разумно использовать вербальные и не вербальные средства выражения, тем самым повышая их компетентность и квалификацию как родителей.

Мария Дашкина, психолог

Комментариев: 3 RSS

Спасибо за проведенную лекцию в Доме творчества "Сила родительского слова". Важная тема для понимания, осознания, применения в жизни. Первые годы жизни ребенка очень важны для налаживания контакта с ним и помощи детям в адаптации и любви к окружающему миру. С благодарностью, Жанна

Хочу сказать огромное спасибо за сотрудничество с "Центром детского творчества, развития и досуга". Второй год родители школы активного развития "Филиппок"получают ценные знания, сведения о правильном воспитании и общении с детьми. Лекции актуальны и своевременны, легко воспринимаются ,но требуют глубокого обдумывания и переосмысления. Очень нравятся! Приятно работать с мастером своего дела. Успехов!

Уважаемые родители! Благодарю Вас за добрые слова – это всегда приятно! Для меня очень важно получать от вас обратную связь! Ваши мнения, предложения и пожелания позволяют педагогам совершенствоваться в своей работе, более качественно организовывать учебно-воспитательный процесс, активно содействовать развитию личности ребенка и создавать для этого благоприятные условия. В своих отзывах вы можете не только высказывать свое отношение к различным аспектам совместной деятельности, но и указывать желаемые темы для дальнейшего рассмотрения, задавать свои вопросы специалистам. По итогам обработки и размещения ваших отзывов, изучения их специалистами, вы сможете получить ответ на свой вопрос, необходимую для Вас информацию, полезный совет, рекомендации. Большое спасибо всем за плодотворную работу и надеюсь на сотрудничество!!!

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.